Новости от INTERPACKALLIANCE: упаковки для кондитерских и хлебобулочных изделий: привлечь внимание, но не любой ценой
Несмотря на то, что потребление кондитерских и хлебобулочных изделий непрерывно растет, вместе с ним растут и требования потребителей. Они хотят восхищаться не только вкусом, но и упаковкой, к которой предъявляются все более высокие требования: она должна быть экстравагантной и обладать дополнительными функциями, но вместе с тем производиться с учетом экологических аспектов. Это требует от производителей сладостей и хлебобулочных изделий креативности и эффективности. Хорошая новость: помочь в этом могут производители упаковочных материалов и машиностроительные предприятия, предоставляющие экономящие материалы решения в сфере упаковки, а также производственные линии повышенной производительности.
Чего только не сделает кондитерская промышленность, чтобы впечатлить потребителей своей продукцией! Но аппетитной упаковки для шоколада и прочих сладостей, а также отличного вкуса уже не достаточно. Чтобы завлечь потребителей, производители сегодня должны прибегать к помощи гораздо более изощренных трюков: к наиболее популярным в настоящее время относятся развлекательные видео и рекламные ролики о продукции, которые потребители могут просматривать в процессе потребления. Одним из первопроходцев в сфере так называемых «развлечений в перекусе», объединяющих реальный и цифровой мир, является гигант в области производства продуктов питания – компания Nestlé. В рамках маркетинговой компании она совместно с Интернет-гигантом Google напечатала на красных прямоугольных упаковках батончиков для перекуса KitKat QR-код, перенаправляющий прямо на собственный канал YouTube «YouTube my Break». Здесь для пользователей подготовлены разнообразные развлечения, которые привязывают клиента к продукции.
«Изюминка» акции: в специальной серии в центре упаковки отсутствует бросающийся в глаза, брендовый логотип KitKat, вместо него центральное место отводится YouTube. Кроме того, впервые в своей истории операционная система Android, принадлежащая корпорации Google, после названий сладостей Cupcake, Donut, Eclair, Froyo, Gingerbread, Honeycomb, Ice Cream Sandwich и Jelly Bean получила название торговой марки – KitKat. То, что за такую привилегию компании Nestlé пришлось раскошелиться, – секрет, известный всей отрасли. Таким образом, концерн акцентирует то, что в последнее время снова и снова отмечают эксперты и исследования: упаковке как маркетинговому посланию марки сегодня отводится важнейшее значение – особенно в области кондитерских изделий. «Разнообразие продукции возрастает, конкуренция становится жестче. Тот, кто хочет добиться успеха на рынке кондитерских изделий, должен уметь хорошо представлять свою продукцию», – говорит Торбен Эрбрат из Федерального союза немецкой кондитерской промышленности (BDSI).
И эта тенденция приобретает все большее значение на фоне того, что выбор сладостей и печенья в точках продаж постоянно растет. Все чаще сладости, не содержащие сахара, или с пониженным содержанием сахара и жира заменяют традиционную продукцию, продававшуюся в течение многих лет. Предложение кондитерских изделий, подходящих для вегетарианского или веганского питания, также продолжает увеличиваться. Кроме того, почти в каждом супермаркете можно найти кондитерские издания, не содержащие глютена или лактозы, или даже халяльные или кошерные сладости. В области снеков по данным BDSI также представлен широко дифференцированный ассортимент с большим разнообразием вкусов – это и орешки, и приготовленные во фритюре или даже печеные соленые перекусы. «При таком большом разнообразии каждый потребитель находит для себя подходящий продукт», – комментирует Эрбрат. «Упаковка – путь в тележку для покупок». Поэтому перед дизайнерами упаковки стоит непростая задача: они должны представлять сладости, используя меткие слоганы и, по возможности, с привлечением мультимедиа, и выделять их на полке бросающимися в глаза цветами и формами.
Но в борьбе за присутствие на полках главное не переборщить. Ведь чрезмерное использование материалов, а вместе с ними и ресурсов не нравится потребителю. «Покупатели уделяют много вниманию тому, чтобы их негативное воздействие на окружающую среду оставалось минимальным. Кроме того, у них есть огромное желание покупать здоровые, ультрасвежие продукты питания, которые, вместе с тем, должны обладать очень удобной и эстетичной упаковкой», – отмечает Андреас Штайнле из Института будущего, аналитического центра, занимающегося исследованием трендов и будущего. Но промышленности следует отказываться от слишком больших, затратных в процессе производства упаковок не только из экологических соображений, но и в связи с высокими издержками. Ведь с одной стороны повышаются цены на сырье, такое как молоко, какао и сахар, с другой – дорожает энергия и упаковочные материалы.
Для того, чтобы привлекать к себе потребителей, которые хотят покупать товары, при производстве которых учитываются экологические аспекты, и держать под контролем стоимость материалов и изготовления, у промышленности нет альтернативы: она должна экономить материалы и, прежде всего, избегать слишком больших упаковок, при этом производство должно быть более энергосберегающим. То, что так называемое сокращение материалов возможно, демонстрируют исследования международной консалтинговой компании pacproject. Так, например, она внимательно изучила историю упаковок известного производителя спрессованных мюсли Corny и установила, что барьерная алюминиевая фольга упаковки продукта на протяжении прошедших 30 лет постоянно уменьшалась, а впоследствии была заменена новым, комбинированным барьерным материалом – без негативного влияния на продукт. «Даже без полной барьерной защиты качественные характеристики батончика Corny в конце минимального срока годности находятся на очень хорошем уровне. В связи с этим возник вопрос, не превышают ли защита и барьеры, создаваемые фольгой, показатели, действительно необходимые для батончика мюсли», – поясняет инженер по упаковке компании pacproject Александр Витт.
Уже сейчас алюминий и пластмасса, представляющие собой альтернативу традиционным упаковочным материалам, приобретают на рынке все большее значение. Например, компания Bionatic разработала под названием Greenbox первый ассортимент, включающий в себя около 250 различных упаковочных решений из возобновляемого или прошедшего вторичную переработку сырья, такого как древесина, целлюлоза, биопластик и пальмовый лист. «Многие из этих решений способны к биологическому разложению или могут быть сожжены без причинения вреда окружающей среде», – рассказывает основатель компании Bionatic Роберт Чихос. Причем производственная технология в данном случае совсем простая: «Из одного листа получается одна упаковка. Для этого его сперва очищают водой под высоким давлением. Затем механическая прессовка и нагрев придают ему форму. При этом применяется технология глубокой вытяжки. Затем следует окончательная обработка, в процессе которой происходит шлифовка кромок и полировка поверхности. И на этом все».
Между тем ученые ведут поиск других альтернативных материалов. Так Институт технологий обработки и упаковки им. Фраунгофера (IVV) в рамках проекта ThermoWhey разрабатывает технологию производства барьерных покрытий из сывороточного белка, который заменит традиционные маслосодержащие полимерные покрытия. Преимущество сыворотки: входящие в ее состав вещества могут увеличивать срок годности пищевых продуктов естественным образом. Тем не менее, сыворотка чувствительна к нагреванию, поэтому исследователи сперва должны найти состав покрытия, который можно будет перерабатывать при высоких температурах.
На выставке interpack 2017, которая будет проходить с 04 по 10 мая в Дюссельдорфе, можно будет увидеть много других инноваций в области упаковочных материалов для кондитерских и хлебобулочных изделий. Ожидается 2700 участников, их них около 1000 заявили отрасль кондитерских изделий в качестве целевой группы для своих товаров и услуг – соответственно разносторонним будет и предложение. Машиностроительные предприятия также представят в Дюссельдорфе свои многочисленные инновации. «Ответственное обращение с природными ресурсами и не наносящее вреда окружающей среде ведение бизнеса имеет важное значение для производителей производственного оборудования для пищевой и упаковочной промышленности. Они знают, что их клиенты придают большое значение соблюдению принципа устойчивого развития производства», – рассказывает Вера Фриче, сотрудница Отраслевого объединения производственного оборудования для пищевой и упаковочной промышленности Союза немецких машиностроителей VDMA.
В области производства кондитерских изделий имеются также многочисленные возможности оптимизации. «Умные» системы управления и автоматизации, экономные приводы, компрессоры, вентиляторы или насосы относятся к классическим решениям, позволяющим экономить электроэнергию и эксплуатационные материалы и повышать энергоэффективность. Двигатели с высоким КПД, оптимально адаптированные к движениям и процессам ускорения в машинах, снижают потребление электроэнергии. Кроме того, по словам Фриче, инновационные и оптимизированные процессы снижают потребление энергии и воды, а инновационные концепции машин увеличивают интервалы сервисного и технического обслуживания, а также срок службы, тем самым экономя энергию.
Швейцарский производитель оборудования Bühler относится к сторонникам эффективных решений в области обработки и поставил своей целью сокращение энергопотребления во всех своих основных процессах до 2020 года не менее, чем на очередные 20 процентов. «Это поможет нам не только повысить энергоэффективность нашей продукции, но и одновременно внести вклад в защиту окружающей среды», – заявляет Иан Робертс, глава технического отдела концерна. При этом центральную задачу он видит в повышении производительности, например, путем сокращения времени цикла. Кроме того, компания Bühler наращивает усилия, направленные на улучшение энергоэффективности имеющихся клиентских установок. Так, например, производство шоколада ввиду многочисленных технологических операций, таких как очистка, обжарка, дебактеризация, раскалывание и измельчение какао-бобов, является очень трудоемким и дорогим.
Компания Bühler обещает снизить затраты на энергию для производства какао-порошка на 65 процентов, если клиенты будут использовать бесплатный энергетический аудит предприятия и пользоваться ее новой технологией сжигания шелухи. Аудит позволяет обнаружить утечку энергии в процессе производства. Новая система сжигания использует полученную из шелухи энергию для обжарки и дебактеризации вместо того, чтобы утилизировать ее напрямую. В результате не требуется дополнительная покупка тепловой энергии.
Компания Theegarten-Pactec также активно развивает решения в области оборудования, которые помогают клиентам экономить издержки. При этом, среди прочего, основное внимание компания уделяет теме Industrie 4.0, то есть дигитализации производства и улучшению коммуникации человека и машины, а также машины и машины при помощи самого современного программного обеспечения. «Прозрачность технологических процессов, возможность вызова важных данных в любой момент, правильный их анализ и затем выбор правильных рабочих операций заключает в себе большой потенциал повышения эффективности», – считает глава компании Theegarten Маркус Рустлер. С этой целью предприятие еще в 2011 году начало вносить изменения в свой пользовательский интерфейс, а также занялось связанным с этим обобщением данных для оператора машины и управления. «Таким образом, мы создали платформу, которая делает характеристики наших установок более прозрачными. Благодаря этому, можно, например, соотносить снижение эффективности со временными данными, температурой окружающей среды или другими параметрами или получать помощь при диагностике ошибок или советы по самопомощи», – рассказывает Рустлер. Кроме того, была оптимизирована интуитивная поддержка процессов технического обслуживания и очистки, например, машина автоматически указывает на интервалы сервисного и технического обслуживания. Преимущество автоматизации и дигитализации: машины, между которыми налажен процесс коммуникации, могут обслуживать всего лишь несколько или даже один оператор. А благодаря интеграции пользовательского интерфейса в мобильные конечные устройства данные машин можно вызывать и обрабатывать, находясь в любой точке мира.
Швейцарская компания Knobel Maschinenbau, специализирующаяся на оборудовании для производства шоколада, помогает производителям экономить издержки другим способом. Ее установки – машины для формования плиточного шоколада, отливочные машины и другое оборудование – созданы по модульному принципу. За счет этого клиенты могут организовывать свое производство пошагово и при необходимости проводить переоснащение в точечных сегментах. Это обеспечивает высокую универсальность и тем самым позволяет еще быстрее и эффективнее переходить на производство новой продукции. Также представители компании Knobe отмечают что быстрое время переналадки обеспечивается в том числе за счет того, что новые машины с возможностью быстрого подключения «plug-and-play» могут легко интегрироваться в систему.
Машиностроительные предприятия отреагировали на требования производителей кондитерских и хлебобулочных изделий многочисленными инновациями, обеспечивающими повышение эффективности. Благодаря этому последние могут выбирать из огромного количества вариантов не только при выборе упаковочных материалов, но и в рамках модернизации своих линий. На выставке interpack Вы сможете составить четкое представление обо всех этих инновациях.
Что выбрать? Ассортимент продукции колоссальный. Лучше всего расходятся бренды и товары в бросающейся в глаза упаковке. (Фото: Bosch)
Практично: для более аппетитного представления кондитерских и хлебобулочных изделий необходимы продуманные упаковки. (Фото: Bosch)
Количество и класс: современные производственные линии обеспечивают надежное и быстрое производство шоколада и кондитерских изделий. (Фото: Bühler)
Эффективность: для производства шоколада в первую очередь необходимо обработать какао-бобы. В этой области большим спросом пользуются энергосберегающие установки. (Фото: Bühler)
Industrie 4.0: в современном производстве пользователи автоматически, шаг за шагом выполняют отдельные рабочие операции.