Бесплатные справочные издания по полиграфическим услугам, полиграфической продукции, упаковке, этикетке, сувенирной продукции, полиграфическому оборудованию и материалам, упаковочному и этикетировочному оборудованию, бумаге, картонам, пластикам, наружной рекламе, издательствам, POSM

В Российско-Германской внешнеторговой палате обсудили перспективы маркировки биологически активных добавок к пище

Комитет по фармацевтике и здравоохранению Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП) провел заседание, посвященное цифровой маркировке биологически активных добавок к пище с участием представителей Государственной системы маркировки и прослеживания «Честный знак», Саморегулируемой организации «Союз производителей биологически активных добавок к пище», компаний-производителей БАД и экспертов.

На заседании рассматривались перспективы рынка БАД, итоги эксперимента и этапы внедрения обязательной маркировки биологически активных добавок к пище.

Об актуальном состоянии рынка БАД рассказал исполнительный директор Союза производителей БАД Александр Жестков. Он отметил, что по итогам 2022 года объем рынка биологически активных добавок составил порядка 115 млрд рублей. Согласно прогнозам, в 2023 году данный показатель останется примерно на том же уровне, прирост рынка составит 7-8%. Эксперт остановился на проблемах прослеживаемости БАД в аптечном сегменте, в том числе в интернет-аптеках и на маркетплейсах. Эксперт подчеркнул, что колоссальную роль для развития рынка БАД играет диверсификация каналов продаж. По его словам, динамика роста по итогам прошлого года в сегменте е-com составила 91%, тогда как у традиционной аптеки данный показатель – 16%. Вместе с тем Жестков подчеркнул, что актуальной остается проблема прослеживаемости и прозрачности каналов продаж. И если для аптек внедрение обязательной маркировки БАД станет достаточной мерой, то с маркетплейсами этот вопрос требует дополнительной проработки.

Более подробно о предстоящей обязательной маркировке биологически активных добавок рассказал руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Егор Жаворонков. Он подвел итоги завершившегося в феврале эксперимента, подчеркнув, что каждый четвертый–пятый производитель БАД попробовал маркировать свою продукцию. Причем речь идет как об отечественных, так и о зарубежных компаниях, представленных на российском рынке. Егор Жаворонков детально описал процесс прослеживаемости маркированного товара на территории России, в том числе рассказал, как это работает для зарубежных производителей. Ввозимые на территорию страны препараты уже на таможне должны иметь нанесенный код DataMatrix. Производитель сам решает, организовать маркировку согласно требованиям российского регулятора на своем предприятии, либо передать эти обязанности российскому резиденту, работающему в таможенной зоне. Перечень аккредитованных резидентов можно найти на сайте Честного знака.

Относительно идентификации БАД представитель ЦРПТ отметил: «В целях определения продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, необходимо руководствоваться наличием действующего свидетельства о государственной регистрации, выданного на биологически активные добавки к пище». Эксперт подробно остановился на вопросе интеграции системы МТ с реестром Евразийской экономической комиссией, а также рассказал о технических решениях для нанесения маркировки БАД на различные виды упаковки.

Егор Жаворонков подчеркнул, что ЦРПТ контролирует процесс внедрения обязательной маркировки БАД, специалисты Центра на связи с производителями и всегда готовы оказать информационную и методическую поддержку. В частности, здесь могут порекомендовать поставщика готовых решений для организации процесса маркировки БАД, аккредитованных ЦРПТ и зарекомендовавших себя в данной сфере.

Представитель одной из аккредитованных компаний-поставщиков готовых решений по маркировке Елена Лужаина рассказала собравшимся о том, как организовать нанесение DataMatrix кода в условиях санкционных ограничений. Руководитель отдела развития IT-продуктов, АО «ПРОМИС» представила участникам заседания три готовых решения, успешно апробированных на нескольких производственных площадках. Эксперт отметила, что основными проблемами на сегодняшний день в части оборудования для нанесения маркировки являются трудности с поставками европейских запчастей и расходных материалов, невозможность технической поддержки программного обеспечения специалистами европейских компаний-поставщиков и риск отсутствия обновлений ПО согласно требованиям законодательства РФ. Согласно аналитическому исследованию, проведенному компанией ПРОМИС в октябре прошлого года, почти 65% производителей лекарственных препаратов и БАД задумывались о поиске альтернативных решений по маркировке. При этом большинство склоняется к выбору отечественных решений. Безусловными преимуществами российских разработок является не только доступность расходных материалов и комплектующих, но и возможность актуальных обновлений программного обеспечения согласно требованиям регулятора, а также круглосуточная поддержка специалистов.