Цвет под контролем: какие методы помогают управлять визуальным качеством полиграфической продукции
Восприятие цвета каждым человеком индивидуально. Поэтому для входного контроля качества цветопередачи важно использовать унифицированные методы и инструменты, которые позволят избежать разночтений, перевести работу с цветом в управляемые условия. Последний фактор имеет большое значение для цветовой воспроизводимости полиграфических упаковочных материалов. Об этом рассказала начальник отдела контроля качества АО «ПРОМИС» Галина Демина на вебинаре «Внедрение инструментального контроля цвета в процесс входного контроля полиграфической продукции».
Мероприятие, которое прошло 30 ноября, собрало руководителей и сотрудников отделов контроля качества фармацевтических компаний.
В начале доклада Галина Демина развеяла распространенный миф о том, что пантонный веер может являться инструментом и эталоном для целей контроля качества цветопередачи.
«Пантонный веер нельзя применять для контроля цвета, так как он сам является продуктом офсетной печати. Из-за этого даже в рамках одной партии напечатанных вееров будут встречаться отличия и воспроизвести именно эти цвета при других условиях печати будет затруднительно. Кроме этого, они могут стареть: цвета будут выгорать, желтеть, меняться», – отметила Галина Демина.
Как же можно стандартизировать ощущение цвета, чтобы при контроле качества полиграфической продукции не возникало разночтений? Эксперт выделила четыре способа:
-
Экранная цветопроба. За эталон принимается экран, характеристики которого стандартизируются.
-
Цифровая цветопроба. Применяется только для печати CMYK.
-
Печатная проба или лист идентификации. Берется образец тиражной продукции, который будет считаться эталоном. Этот метод позволяет учесть производственные процессы, материалы и послепечатную обработку продукции.
-
CxF-файл. Это самый универсальный электронный способ передать информацию о цвете и воспроизвести его одинаково на всех устройствах.
Есть три характеристики, которые важно учитывать при контроле цвета:
-
Источник света и его температура. За стандарт при контроле цвета принят D50 (прямой солнечный свет с цветовой температурой 5000 К).
-
Наблюдатель или глаз. Для полиграфии стандартный наблюдатель - два градуса.
-
Характеристики самого объекта офсетной печати. Цвет зависит от вида картона, используемых колорантов и послепечатной отделки.
Галина Демина отметила, что при работе с цветом важно понимать – электронные библиотеки не являются панацеей. Не все желаемые цвета содержатся в них, и не все можно воспроизвести на полиграфическом производстве: имеющиеся в природе колоранты не могут полностью воссоздать цвет Pantone на требуемой подложке. В этом случае лучшим решением станет принятие за эталон оцифрованного с физического образца CxF-файла. Это позволит учесть особенности воспроизведения цвета на выбранном материале с помощью красок и лаков.
Вторую часть выступления эксперт посвятила инструменту для контроля цвета – спектрофотометру.
Прибор измеряет координаты цвета в системе CIE L*a*b* и рассчитывает цветовое отклонение изготовленной продукции от заданного заранее образца по математической формуле ?Е. Величину допустимого значения цветового отличия можно определить, опираясь на исследования экспертов по таблице диапазонов значений.
Особенности использования спектрофотометра:
-
Некорректно оцифровывать цвет с послепечатной отделкой в виде лаков с эффектами матовый, твин и софт-татч.
-
Металлизированные пантоны (смесевые краски) не поддаются оцифровке.
-
Измерять можно только 100% запечатку цветом. Нельзя измерять растровые зоны.
-
Зона запечатки должна быть не меньше площади аппертуры спектрофотометра. Мелкие элементы и текстовая информация контролируются только визуально.
Для тех, кто еще не использует инструментальный контроль цвета, эксперт разработала «Дорожную карту по вводу в эксплуатацию спектрофотометра» с подробной инструкцией по настройке прибора и особенностям работы с ним. Получить ее вместе с презентацией спикера можно, перейдя по ссылке.