Маркировка БАД открывает возможности для увеличения доли предприятия на рынке, - эксперты
Активная фаза эксперимента по внедрению маркировки биологически активных добавок к пище подтолкнула многих производителей лекарств и БАД вступить в пилотные проекты и плотно заняться решением задач, вставших перед отраслью. На вебинаре «Маркировка БАД», организованном 21 декабря сообществом PharmPRO, участники смогли узнать от представителей регулятора и ведущих аналитиков отрасли текущее положение в запуске проекта маркировки, отличия в организации процесса между маркировкой лекарств и БАД. Также в ходе мероприятия эксперты дали юридическую оценку внедрения маркировки с учетом возможных рисков и план по организации проекта на собственном производстве.
В вебинаре участвовали более 270 гостей из России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии, Швейцарии, Италии, Польши, Канады и США. Модераторами вебинара выступили исполнительный директор СРО «Союз производителей БАД к пище» Александр Жестков и руководитель проекта PharmPRO Татьяна Бокова.
На мероприятии присутствовали руководители фармацевтических компаний и производств БАД, представители отделов продаж и маркетинга, специалисты e-commerce направления. Также мероприятие заинтересовало специалистов из департаментов по качеству и IT.
Вебинар начался с представления дорожной карты эксперимента по маркировке БАД. Руководитель товарной группы «Фарма» ЦРПТ Егор Жаворонков подробно рассказал, на каких нормативных актах базируется проект по внедрению маркировки, а также остановился на существенных различиях подключения к проекту маркировки БАД и лекарств. Эксперт в мельчайших деталях рассказал об «узких местах», выявленных в ходе экспериментального участия представителей отрасли, например, о том, все ли биологически активные добавки таковыми являются.
«В других товарных группах можно было однозначно идентифицировать продукт по ТН ВЭД. В случае с БАД необходима дополнительная идентификация с помощью наличия у биологически активной добавки свидетельства о государственной регистрации. По-другому добавка БАДом числиться не может. Все остальное - это пищевая продукция. Если в вашем производственном портфеле присутствует БАД, убедитесь, что это действительно БАД по закону», — отметил Егор Жаворонков.
Также представитель регулятора и модератор вебинара Александр Жестков ответили на вопросы участников мероприятия о требованиях к качеству нанесенных кодов идентификации, о порядке работы с маркировкой для импортеров, о возможности печати 2D-кодов заранее и необходимости печати DataMatrix кодов вместе со штрих-кодами.
Юрист практики «Фармацевтика и здравоохранение» компании «Пепеляев Групп» Таисия Кубрина в своем выступлении также подробно разобрала, какие тонкости стоит учесть производителям БАД при подключении к эксперименту. В частности, эксперт посоветовала обратить пристальное внимание на формат работы и сразу обозначить с партнёрами продукции точные сроки поставок.
«На примере фармы мы можем сказать, что нечеткие установки сроков привели к сбоям в регистрации тех или иных товарных единиц. Не были прописаны четкие сроки в договорах с поставщиками на оборудование, и фармпроизводитель столкнулся с задержками в выводе товаров на рынок», — привела пример спикер. Также Таисия Кубрина поделилась 4-мя кейсами из судебной практики, связанной с маркировкой лекарств.
О том, как внедрение процесса маркировки в разных товарных группах влияет на развитие рынка логистики, на вебинаре поделился руководитель проекта Check, Track & Trace (CTT) Дмитрий Баглей. Он отметил, как процесс маркировки лекарств и БАД отличается в структуре кода, возможности использования обратного порядка акцептования, порядка описания товаров и операций с зарубежными партнерами. По мнению Дмитрия Баглея, внедрение маркировки приводит к развитию и изменению логистических сервисов, которые меняются вместе с рынком. Это касается, например, бесшовной интеграции сервисов физического и высокоуровневого характера с сервисами производителя товаров, тенденции на автоматизацию процессов.
«Тенденции в автоматизации отношений между дистрибьютором и розничным звеном приобретут популярность. Розница может подключиться к экосистеме дистрибьютора. Пока это не распространено, но в ближайшие несколько лет интеграция с дистрибьютором и производителем будет использоваться для планирования и размещения заказов на доставку», — считает эксперт.
Эксперт проектной группы маркировки БАД при Минпромторге РФ, генеральный директор Antares Vision Group Павел Булгаков в ходе вебинара представил участникам четкую и подробную схему о том, как вводить процесс маркировки на производстве от этапа подготовки и аудита собственного предприятия до выбора поставщика услуг. В частности, спикер дал объяснение, что дешевле: стикеры с напечатанными кодами или перенастройка существующего оборудования, почему у поставщика должна быть собственная производственная площадка и какие риски внедрения процесса идентификации товаров при этом существуют.
«Что мы получаем в результате? Сейчас предприятия внедряют маркировку неравномерно. На примере фармы можно увидеть, что производства, внедрившие маркировку, получили возможность для роста портфеля за счет тех, кто завяз в процессе. Нужно понимать, что быстрое подключение к проекту маркировки открывает возможности для увеличения доли вашего предприятия на рынке», — уверяет эксперт.
Следите за анонсами мероприятий сообщества PharmPRO в разделе «Вебинары» (https://events.pharmpro.pro/) на сайте проекта. Скоро там будет размещена видеозапись прошедшего мероприятия.
Больше информации по итогам прошедших мероприятий найдется в сообществе PharmPRO в Facebook (https://www.facebook.com/groups/pharmpro) и на страничке проекта в Instagram (https://www.instagram.com/pharm__pro/).