Товарооборот между Россией и Китаем в 2024 году должен составить 300 млрд долл. С таким прогнозом завершились китайские национальные выставки China Machinery Fair 2023 и International / China Commodity Fair 2023
Достижимость озвученной цели подтверждают и масштаб экспозиций, и активность участников, и тональность диалога представителей стран в рамках деловой программы обеих выставок, которые прошли с 30 октября по 1 ноября 2023 года в ЦВК «Экспоцентр» в Москве.
Уже в первый день число посетителей выставок превысило пять тысяч человек. Особенно важно отметить, что интерес и посещаемость обеих площадок держались на самом высоком уровне, начиная с момента открытия и до самого финала. Этому есть конкретные причины.
Автопром и АПК — приоритетные отрасли сотрудничества
Как отметил заместитель председателя российской части Российско-Китайской Палаты Владимир Колесников, Россия стала крупнейшим покупателем китайского автопрома, а продукция отечественного АПК – приоритетное направление в развитии международной торговли. На важность развития приоритетных направлений в двухстороннем порядке обратил внимание в своем выступлении и Полномочный Министр Посольства КНР В РФ Лю Сюесун.
В свою очередь, вице-президент – управляющий директор управления международного двустороннего сотрудничества РСПП Сергей Красильников заявил, что в настоящее время российских промышленников волнует, во-первых, необходимость заключения полноценного торгового соглашения, которого между Россией и Китаем по ряду причин до сих пор нет. «Такое соглашение выведет сотрудничество на новый качественный, уровень, включая экономический и политический», - уверен эксперт.
Второй вопрос, над решением которого важно оперативно потрудиться, по мнению Сергея Красильникова, это проработать логистику. «По-прежнему половина пропускных пунктов закрыты. Прогнозируя увеличение количества грузов и по весу, и по стоимости в ближайшей перспективе, нам уже сейчас пора задуматься, как улучшить логистику взаимной торговли. И в ходе выставки все эти вопросы мы успели обсудить» - сообщил вице-президент РСПП.
Огромный потенциал для развития экономических связей между нашими странами подчеркнул в своем выступлении и Председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь. Высокий гость напомнил, что в марте этого года была создана дорожная карта по развитию российско-китайских отношений. И за три прошедших квартала двухсторонний товарооборот превысил 186 млрд долларов, увеличившись на 30%. А в области машиностроения за 9 месяцев показатель вырос на 86% и на 112% выросла продажа тяжелой техники.
Открытый диалог с бизнесом и поиск возможностей
В этом году впервые со времен пандемии китайские делегаты приняли участие в круглых столах по вопросам развития сельскохозяйственной, нефтегазовой отраслей, рынков металлообработки и оборудования. В течение трех дней в рамках China Machinery Fair проходили практикумы и сессии в формате открытого диалога.
В числе остро-дискуссионных вопросов были инновации в сельском хозяйстве и эффективная защита окружающей среды, сотрудничество в производственной, исследовательской и опытно-конструкторской сфере, сотрудничество с автопроизводителями из Китая.
Главной темой большинства выступлений звучала идея о поиске новых возможностей для взаимодействия в стратегически важных областях промышленности. Аналитики рынков, представители профильных ассоциаций, бизнеса и госструктур обсудили построение эффективного торгово-промышленного взаимодействия между российскими регионами и провинциями Китая.
В частности, о наиболее успешных кейсах экономической, торговой и промышленной кооперации России и Китая рассказали председатель Российско-Китайской Гильдии Коммерции Павел Кипарисов, глава Торгово-Экономического Представительства Провинции Цзянсу КНР в РФ и СНГ Цзя Инькэ. Актуальную отраслевую аналитику представил председатель Экспертного Совета Российско-Китайской палаты и глава Евразийского Центра высоких технологий Владимир Ремыга.
Все участники согласились с необходимостью оперативного выстраивания цепочек поставок машинно-технической и авиационной продукции, ориентированных не только на российских и китайских партнеров, но и на заинтересованных предпринимателей мира.
Смена лидеров и потребительских приоритетов
Очевидно, что китайские бренды становятся все более узнаваемы на российском рынке. Об этом свидетельствует увеличение товарооборота электронных и прочих потребительских товаров: в этом году китайская продукция вышла на первое место по популярности у россиян – в частности, до 43% выросла доля покупок бытовой техники и электроники китайских брендов.
Наглядный пример: сменился лидер в категории «телевизоры» - им стала компания Haier, вместо южнокорейского Samsung, который удерживал первую позицию на протяжении почти десяти лет.
«Производственные гиганты из Цзянсу, Гуандуна, Шаньдуна и Чжэцзяна обладают передовыми технологиями и демонстрируют россиянам высокий технический уровень», - прокомментировал заместитель председателя Китайской части Китайской Палаты по импорту и экспорту машинно-технической и электронной продукции (CCCME) Ши Юнхун.
Кстати, руководители и менеджеры крупных китайских предприятий одними из первых оценили масштабы выставок, благодаря участию в специальном туре по экспозициям. В ходе которого представилась возможность познакомиться с потребительскими товарами самого широкого ряда: от керамической посуды и парфюма до сельскохозяйственных беспилотников и умной бытовой техники.
Причем, презентации не ограничивались возможностями роботизированных пылесосов. Например, на стенде компании Dreame Innovation Technology (Suzhou) Co.,Ltd. можно было пожать телескопическую лапу робособаки – гаджета, имитирующего домашнего питомца. Сенсорный модуль позволяет роботу в режиме реального времени ориентироваться в пространстве, а двигатель вычислительной мощности Dreame AI Sage – точно определять окружающие предметы и планировать безопасный маршрут. Благодаря встроенной эмоциональной системе DreameDog, как уверяют его разработчики, умеет пользоваться зрением и слухом, понимать эмоции человека и выражать свои, почти как настоящий питомец.
Объявлены самые смелые прогнозы
«Разнообразие товаров, представленных на прошедших выставках, и готовность к диалогу компаний-участниц – вот залог роста товарооборота между Китаем и Россией» - такую формулу эффективности вывел президент «Деловой России» Борис Титов.
Примечательно, что тоже впервые в этом году, в рамках выставки качественных потребительских товаров из Китая International / China Commodity Fair, принял участие крупнейший маркетплейс России Wildberries. В обычной жизни встретиться лично с экспертами площадки довольно сложно. А посетителям выставки представилась такая уникальная возможность — задать вопросы о работе маркетплейса сотрудникам Wildberries напрямую.
Причем, это могли сделать как интересующиеся развитием бизнеса на торговой платформе, так и покупатели. Для тех, у кого есть желание развивать свой бизнес на маркетплейсах, все дни выставки International / China Commodity Fair проходили деловые мероприятия - форум, конференции, мастер-классы и дискуссии. Благодаря такому многообразию и выбору активных форматов все заинтересованные участники смогли получить информацию и аналитику из авторитетных источников, а также возможность расширить партнерские связи.
«В этом году мы привезли более трехсот китайских компаний. И надеемся, что здесь каждый участник – как со стороны России, так и Китая – встретит своего потребителя и партнера», - прокомментировал генеральный директор Gefera Media Сергей Горский.
По мнению экспертов, «кворум» по посещению выставок в этом сезоне представляет широкие возможности для поиска партнеров в освобождающихся нишах в нашей стране и для расширения кооперации в различных сферах промышленного и потребительского производства.
Это вселяет надежду, что в ближайшее время российско-китайские связи не только окрепнут, но и будут содействовать росту благосостояния обеих стран. К тому же представители бизнеса России и Китая сошлись на том, что двухсторонний товарооборот в следующем году должен составить 300 млрд долларов. Такой показатель обе стороны считают вполне достижимым. И свой вклад в развитие российско-китайской бизнес-кооперации призваны внести прошедшие выставки China Machinery Fair и International / China Commodity Fair.